РН "Антарес"
Общие сведения | |
Изготовитель | Orbital Sciences |
Разработчик | Orbital Sciences |
Число запусков | 5 |
Удачных | 4 |
Не удачных | 1 |
Первый пуск | 21. 04. 2013 года |
Характеристики РН | |
Количество ступеней | 2 (3) |
Длинна | 40,5—43 м |
Диаметр | 3,9 м |
Общая масса | 276—286 тонн |
Полезный груз | |
НОО | 7000 кг |
на МКС | 5425 кг |
Орбита 600 км | 5160 кг |
Первая ступень | |
Двигатель | AJ-26 |
РД-181 | |
Тяга (уровень моря) | 196 тс |
Тяга (вакуум) | 212,6 тс |
Удельный импульс (уровень моря) | 311,2 с |
Удельный импульс (вакуум) | 337,5 с |
Время работы | 230 с |
Горючее | Керосин |
Окислитель | Жидкий кислород |
Вторая ступень | |
Двигатель | CASTOR 30XL |
Тяга | 30 тс |
Удельный импульс | 304 с |
Время работы | 156 с |
Топливо | ТТ |
Третья ступень | |
Двигатель | STAR-48V |
Топливо | ТТ |
РН "Антарес" - ракета-носитель спроектированный американской компанией Orbital Sciences Corporation при участии конструкторского бюро «Южное». Ракета способна выводить на НПО груз массой 5500 килограмм. До 2012 года ракета имела название "Таурус-2". Первый старт РН "Антарес" был осуществлен 21.04.2013 года.
Основной задачей для которой создавалась ракета является доставка грузов на беспилотном космическом аппарате "Сигнус" на Международную космическую станцию по программе NASA. В зависимости от поставлено задачи и массы полезной нагрузки, Антарес может выступать в роли малого или среднего ракета-носителя.
Ракета-носитель состоит из двух ступений. Так как компания производитель РН до этого не имела достаточного опыта работы с ракетами на жидком топливе, то для разработки первой ступени был заключен контракт с украинским конструкторским бюро "Южное", которое спроектировало и разработало систему топливных баков, датчиков и систем подачи топлива и тд.
Так же для первой ступени первоначально использовались два жидкостных реактивных двигателя AJ-26. Данный двигатель является модификацией устаревшего советского двигателя НК-33. Модернизация двигателя заключалась в оснащении его шарнирным устройством для возможности управлять вектором тяги двигателя при полете ракеты. Так же двигатель адаптировали к топливу которое производится на территории США и полностью заменили всю электронику. На момент использования двигателю было уже по меньшей мере сорок лет.
Вторая ступень РН "Антарес" является твердотопливная с реактивным двигателем Castor 30. По сути вторая ступень РН является переработанная первая ступень ракеты "Таурус-1", которая в свою очередь является модернизированной первой ступенью МБР «Пискипер». Существует несколько вариантов двигателя Castor - 30XL,30B и 30A. Первый вариант является самым продвинутым и входит в стандартную конфигурацию РН. При более высокой массе полезной нагрузки предусмотрено использование третей ступени "Star-48BV". Это дает возможность выводить на низкую опорную орбиту груз массой до 7000 килограмм.
На ранней стадии в первой ступени "Антареса" были смонтированы два жидкостных реактивных двигателя AJ-26. Все двигатели были созданы еще в 70-е годы прошлого столетия для советской ракеты Н-1. В девяностых годах двигатели НК-33 были выкуплены американской компанией "Аэроджет Рокетдайн".
После аварии ракета-носителя в конце 2014 года было принято решение заменить AJ-26 на более современный двигатель РД-181. Этот двигатель разработанный компанией "НПО Энергомаш" и по суте является адаптированным к РН "Антерес" двигателем РД-191. РД-181 представляет собой однокамерный реактивный двигатель и в отличии от РД-191 в нем нет узла качание и сопутствующих конструктивных элементов. За счет этого вес двигателя удалась уменьшить на 300 килограмм. Одним из плюсов РД-181 является его увеличенная мощность тяги что позволит улучшить характеристики ракеты по выводу грузов на орбиту.
Первый запуск РН "Антарес" был запланирован на осень 2011 года, позже его перенесли на начало 2012 года. Далее он снова переносился на лето и в конечном итоге первый испытательный запуск ракета-носителя был назначен на апрель 2013 года. 17 апреля 2013 года пуск ракеты был остановлен за 12 минут до старта. Причина - отсутствие соединения кабеля связи второй ступени. Старт был перенесен на 20 апреля но и в этот раз старт был отменен из-за неблагоприятных погодных условий. На следующий день 21 апреля 2013 года с Среднеатлантического регионального космопорта ракета-носитель "Антарес", отработав в штатном режиме вывела на орбиту макет космического корабля "Cygnus". Так же на орбиту были доставлены один коммерческий спутник дистанционного зондирования земли и три экспериментальных спутника PhoneSat.
28 октября 2014 года состоялся пятый по счету запуск ракеты с космодрома Уоллопс Айленд. Цель миссии - доставить полезный груз массой 2296 килограмм на Международную космическую станцию. Примерно на 15 секунде старта начались проблемы в работе двигателей первой ступени, в конечном итоге оператору пришлось взорвать уже не управляемую ракету. Позже комиссия пришла к выводу что причиной аварии послужило поломка турбонасосного агрегата установленного в двигателе AJ-26. В дальнейшем от использовании двигателей AJ-26 решено было отказаться в пользу РД-181.
Фото http://thehz.ru/interes/avariya-rakety-nositelya-antares-28-oktyabrya-2014
Запуски РН "Антарес". | |||||
№ | РН | Дата | Груз | Общее | Итог |
1 | Антарес-110 | 21.04.2013 | Макет грузового корабля Cygnus | Испытательный полет макета корабля Cygnus (масса 3800 кг) | Успешно |
2 | Антарес-110 | 18.09.2013 | Миссия Cygnus Orb-D1 | Тестовый полет КК Cygnus к МКС. | Успешно |
3 | Антарес-120 | 09.01.2014 | Миссия Cygnus CRS Orb-1 | Коммерческий пуск КК Cygnus к МКС. Первый запуск РН с двигателем второй ступени «Castor 30B». | Успешно |
4 | Антарес-120 | 13.07.2014 | Миссия Cygnus CRS Orb-2 | Второй пуск КК Cygnus к МКС. Старт несколько раз переносился в виду аварии двигателя первой ступени AJ-26 | Успешно |
5 | Антарес-130 | 28.10.2014 | Миссия Cygnus CRS Orb-3 | Третий пуск КК Cygnus к МКС. Первый запуск РН с двигателем второй ступени «Castor 30XL». Аварийный запуск. Оператор уничтожил ракету после выхода из строя двигателя первой ступени. Частично пострадала пусковая платформа. | Авария |
6 | Антарес-230 | 17.10.2016 | Миссия Cygnus CRS OA-5 | Шестой запуск КК Cygnus к МКС. Первый полет с новым двигателем первой ступени РД-181 и первый полет работой нового двигателя второй ступени «Castor 30XL». Новая модификация КК Cygnus. | Успешно |
http://www.orbitalatk.com/
http://www.yuzhnoye.com/home/