РН "Зенит" - украинско-советский ракета-носитель космического назначения. Производится на днепропетровском Южном машиностроительном заводе. Разрабатывалась ракета - конструкторским бюро «Южное», генеральный конструктор В.Ф. Уткин. Разработка ракеты началась в 1976 году с Постановлением ЦК КПСС и на то время являлась лишь частью программы по созданию системы "Энергия-Буран". Ракета получила индекс 11К77, разрабатывалась как боковой блок (Блок А) ускоритель ракета-носителя "Энергия".
К началу 80-х годов стал вопрос о замене морально и технически устаревшей ракете Р-7 "Союз". Планировалось доработать разрабатываемую ракету под запуски пилотируемых кораблей. Для этого даже на стартовой площадке №45 (Байконур) были смонтированы специальные фермы для посадки будущих экипажей в корабль.
Размеры | |
Высота | 57 м |
Диаметр | 3,9 м |
Масса | 460 т |
Ступени | 2 |
Груз | |
НОО | 11,42 т |
Ступени | |
Первая ступень | |
Двигатель | РД-171 |
Тяга | 806,2 тс кH |
Удельный импульс | 318 с |
Время работы | 150 с |
Топливо | РГ-1/кислород |
Вторая ступень | |
Двигатель | РД-120 |
Тяга | 93 тс кН |
Удельный импульс | 350 с |
Время работы | 190 с |
Топливо | РГ-1/кислород |
Разработку двигателей первой и второй ступени ракеты Зенит было поручено КБ ''Энергомаш". На первую ступень был разработан двигатель РД-124А который состоял из трех спаренных двигателей РД-12а. На вторую ступень бы разработан однокамерный двигатель РД-125. Оба двигателя были кислородные. В качестве горючего на двигателях РД-124/5 применялось ракетное топливо РГ-1. Двигатель РД-124 в пустоте развивал тягу 379,5 т при удельном импульсе 340 с а двигатель РД-125 развивал тягу 130,2 т с удельный импульсом 350 с.
Оба новых двигателя проектировались с учетом повышенной надежности и возможности многократного использования первой ступени будущего "Зенита".
В 1975 году инженеры КБ Энергомаш приступаю к созданию нового двигателя. В результате проект ракеты 11К77 получил первую ступень с двигателем РД-170 а на второй ступени установили однокамерный РД-120. Работали двигатели на кислороде и углеводородном горючем.
В зависимости от массы полезной нагрузки и высоты орбиты, ракета "Зенит" могла быть двух или трехступенчатой. Позднее эти два варианта назвали "Зенит2" и "Зени-3".
Максимальная полезная нагрузка РН"Зенит-2" при выходе на земную орбиту высотою 200 километров с территории Байконура составляет 13,8 тонн. При пуске ракеты с экватора полезная нагрузка достигала 15,7 тонн. РН "Зенит-2" выполнен по классической тандемной схеме расположения ступеней и поперечным их делением. Общая длинна ракеты составляет 57 метров, диаметр 3,9 метров. Габариты размещения полезной нагрузки колебаются от 60 до 90 квадратных метров.
Для управления полетом первой ступени использовалась система гидроприводов с помощью которых происходил повород камер сгорания РД-170 в нужную сторону. При использовании второй ступени для коррекции ее полета применялись четырехкамерные двигатели с корректируемыми соплами. Общая тяга поворотных двигателей ровнялась 8т.
Эскизный проект ракеты 11К77 был разработан уже в конце 1975 года а в марте 1976 года вышло постановление правительства о доработке 11К77 под проект "Энергия-Буран". Так же предполагалось создать задел в конструировании ракеты которых предполагал возможную ее модернизацию для вывода на низкую орбиту груза массой до 20 тонн.
В 1984 году начались огневые стендовые испытания первой ступени ракеты. В результате одного такого тестового пуска произошел крупный пожар.Осуществить первый запуск удалось только 13 апреля 1985 года. Первый пуск оказался аварийным. Комиссия установила факт отказа системы управления расходом топлива первой ступени. Через несколько месяцев состоялся второй старт Зенита - аварийный. На этот раз к аварии привело неправильная работа вспомогательных рулевых двигателей ступени номер два. В октябре этого же года прошел третий старт РН "Зенит" - удачный. На орбиту был доставлен военный спутник "Космос - 1697". Четвертый в декабре - условно удачный. В конечно фазе полета не был сброшен обтекатель.
В 1987 году после большой серии выведенных на орбиту спутников "Космос" (11 шт) летные испытания ракета-носителя подошли к концу. А уже в декабре 1988 году "Зенит" был принят на вооружение.
В 1990 году "Зенит" ( 11К77 ) в составе системы "Энергия-Буран" дважды отработал в качестве блоков первой ступени.
4 октября 1990 года произошел следующий аварийный старт Зенита. На третей секунде полета ракета-носителя, произошел взрыв первой ступени. В следствии чего ракета упала на стартовую площадку и взорвалась. От взрыва стартовая площадка была серьезно повреждена.
Из-за нештатной ситуации при 16-м пуске 27 июля 1991 года пришлось отказаться от старта вообще. В результате несрабатывания двигателя первой ступени, автоматическая система прекратил подготовку к старту. В конечно итоге ракету отправили назад на завод изготовитель.
Следующий аварийный пуск под номером 17, состоялся 30 августа 1991 года. К аварии привело разрушение двигателя второй ступени. Стартовая площадка РН "Зенит" отличается высокими показателями безопасности и автоматизации. Процесс подготовки ракеты к пуску полностью автоматизирован. В автоматическом режиме происходит установка ракеты, тестирование, заправка и проведения пуска. На все это уходит 90 минут.
Пуски "Зенита-2" осуществляются на стартовом комплексе номер 45 что на космодроме Байконур. Сам стартовый комплекс рассчитан на две пусковые площадки, одна из которых уничтожена в следствии взрыва ракеты в 1990 году.
№ | Дата | Нагрузка | Страна КА | Ст. комплекс | Итог |
1 | 13 апреля 1985 | Испытания | Байконур 45 | Авария. Отказ первой ступени. | |
2 | 21 июня 1985 | Испытания | Байконур 1 | Частичный успех. Отказ второй ступени. | |
3 | 22 октября 1985 | Космос-1697 (Целина-2) | СССР | Байконур 1 | Успех. |
4 | 28 декабря 1985 | Космос-1714 (Целина-2) | СССР | Байконур 45 | Частичный успех. КА на нерасчетной орбите. |
5 | 30 июля 1986 | Космос-1767 (Целина-2) | СССР | Байконур 45 | Успех. |
6 | 22 октября 1986 | Космос-1767 (Юг) | СССР | Байконур 45 | Успех. |
7 | 14 февраля 1987 | Космос-1820 (ФР-7) | СССР | Байконур 45 | Успех. |
8 | 18 марта 1987 | Космос-1833 (Целина-2) | СССР | Байконур 45 | Успех. |
9 | 13 мая 1987 | Космос-1844 (Целина-2) | СССР | Байконур 45 | Успех. |
10 | 1 августа 1987 | Космос-1871 (ФР-7) | СССР | Байконур 45 | Успех. |
11 | 28 августа 1987 | Космос-1873 (ФР-7) | СССР | Байконур 45 | Успех. |
12 | 15 мая 1988 | Космос-1943 (Целина-2) | СССР | Байконур 45 | Успех. |
13 | 23 ноября 1988 | Космос-1980 (Целина-2) | СССР | Байконур 45 | Успех. |
14 | 22 мая 1990 | Космос-2082 (Целина-2) | СССР | Байконур 45 | Успех. |
15 | 4 октября 1990 | — (Целина-2) | СССР | Байконур 45П | Авария. Взрыв двигателя первой ступени. Пострадал ст. комплекс. |
16 | 30 августа 1991 | — (Целина-2) | СССР | Байконур 45Л | Авария. Отказ двигателя второй ступени. |
17 | 5 февраля 1992 | — (Целина-2) | Россия | Байконур 45Л | Авария. Отказ двигателя второй ступени. |
18 | 17 ноября 1992 | Космос-2219 (Целина-2) | Россия | Байконур 45Л | Успех. |
19 | 25 декабря 1992 | Космос-2227 (Целина-2) | Россия | Байконур 45Л | Успех. |
20 | 26 марта 1993 | Космос-2237 (Целина-2) | Россия | Байконур 45Л | Успех. |
21 | 16 сентября 1993 | Космос-2263 (Целина-2) | Россия | Байконур 45Л | Успех. |
22 | 23 апреля 1994 | Космос-2278 (Целина-2) | Россия | Байконур 45Л | Успех. |
23 | 26 августа 1994 | Космос-2290 (Орлец) | Россия | Байконур 45Л | Успех. |
24 | 4 ноября 1994 | Ресурс-01-3 (Ресурс) | Россия | Байконур 45Л | Успех. |
25 | 24 ноября 1994 | Космос-2297 (Целина-2) | Россия | Байконур 45Л | Успех. |
26 | 31 октября 1995 | Космос-2322 (Целина-2) | Россия | Байконур 45Л | Успех. |
27 | 4 сентября 1996 | Космос-2333 (Целина-2) | Россия | Байконур 45Л | Успех. |
28 | 20 мая 1997 | — (Целина-2) | Россия | Байконур 45Л | Авария. Сбой телеметрии. |
29 | 10 июля 1998 |
Ресурс-01 (Ресурс) FaSAT-2 TMSAT Gurwin Techsat-1B Westpac SAFIR-2 |
Россия Чили Таиланд Израиль Австралия Германия |
Байконур 45Л | Успех. |
30 | 28 июля 1998 | Космос-2360 (Целина-2) | Россия | Байконур 45Л | Успех. |
31 | 9 сентября 1998 | Глобалстар-5, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 16, 17, 18, 20, 21 | Россия | Байконур 45Л | Авария. Отказ системы управления полетом. |
32 | 17 июля 1999 | Океан-О1 (Океан-О) | Россия | Байконур 45Л | Успех. |
33 | 3 февраля 2000 | Космос-2369 (Целина-2) | Россия | Байконур 45Л | Успех. |
34 | 25 сентября 2000 | Космос-2372 (Енисей) | Россия | Байконур 45Л | Успех. |
35 | 10 декабря 2001 |
Метеор-3М 17Ф45 № 101 (Метеор-3М) Компас Badr-B Maroc-Tubsat (Tubsat) Reflector |
Россия Россия Пакистан Марокко США |
Байконур 45Л | Успех. |
36 | 10 июня 2004 | Космос-2406 (Целина-2) | Россия | Байконур 45Л | Успех. |
1 Фото: Старт РН "Зенит" Байконур. Фото http://newsparky.livejournal.com
2 Фото Предстартовая подготовка Фото http://catalog.use.kiev.ua
3 Фото Транспортировка РН "Зенит" Фото http://42.tut.by